Я наметил предложения и слова, на основе которых буду упражнять своих шестилеток в усвоении обобщенных способов записи слов и предложений.
Слова: Родина, человек, герой, воля, труд, строительство, стремление, борьба, обязанность, чуткость, сердечный, вежливый, честный и др.
Предложения: Ты родился человеком. Спеши творить добро. Доставь людям радость. Труд облагораживает человека. Береги честь смолоду.
Гуманно-личностная технология амонашвили.
Ни в одном случае я не стану разъяснять детям значения слов и содержание предложений. При необходимости буду направлять их к родителям – пусть расспросят их, что значат понятия “честность”, “обязанность” или выражение “Ты родился человеком”.
Смысловое содержание языковых упражнений следует подбирать не только с той позиции, чтобы ребенок усваивал сегодня тот или иной способ речевой деятельности, но и с той, чтобы оно в ближайшем или отдаленном будущем стало одной из основ рождения в нем личности.
Педагогика всей начальной ступени обучения должна быть сугубо оптимистической? (1983)
Нужны ли отметки “нулевикам”?
Нет, дети в них не нуждаются, потому что отметка мешает им пристраститься к знаниям, жить в школе радостно и весело.
Нужны ли отметки педагогам?
Пусть сами за себя решают мои коллеги. Что касается меня, они мешали бы мне радоваться каждой встрече с детьми.
Может быть, тогда отметки нужны родителям, чтобы знать, как учатся их дети?
Скажу откровенно: вряд ли желательно давать родителям отметки успеваемости их детей. Сами цифры не скажут ровным счетом ничего о конкретных успехах и неуспехах ребенка.
И родители будут вынуждены стать педагогами-знахарями, главным средством которых является испокон веков бытующее строгое запрещение удовольствий. Средства воспитания педагога-знахаря так же опасны для интеллектуального и морального развития ребенка, как лекарство знахаря для обеспечения здоровья человека.
Таким образом, родителям шестилеток лучше не давать никаких отметок, чтобы этим не нарушать духа школы.
Педагогика подготовительных классов, всей начальной ступени обучения должна быть сугубо оптимистической. Очень важно, чтобы каждый ребенок поверил в свои силы, радовался каждому школьному дню, каждой встрече с педагогом, каждому звонку на урок. Принципиально важно, чтобы школьная жизнь стала для каждого ученика смыслом его собственной жизни. Крики, брань, запугивание, грубость и другие подобные проявления педагогической бестактности должны быть недопустимы в работе с детьми.
Вся работа по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса в начальных классах, на мой взгляд, должна быть направлена на преобразование императивного отношения к детям в гуманистическое. Это не должно быть личной инициативой отдельных творческих педагогов, это должно стать правилом нашей воспитательной работы с детьми.
(1986)
На самой верхней грани соприкосновения способностей и эмоций учителя со способностями, силами и эмоциями своих учеников может родиться настоящая, радостная, увлекательная педагогика, действительная духовная общность между учителем и его учащимися.
О принципах моей педагогической деятельности (1987)
Принципы эти очень просты, как всякая истина, только нужно принять их за истину, пропитаться ими, строить на них свою деятельность.
Первый принцип – это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.
Второй принцип (он вытекает из первого) – это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Кому объединять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
Третий принцип – прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.
Прожить свое утраченное детство вместе со своими ребятишками есть единственная роскошь, которая допустима в жизни учителя.
Использованы фрагменты из книг Ш.А.Амонашвили:
Здравствуйте, дети!;
Как живете, дети?;
Единство цели
Сказки для детей
Сказки про Вашего ребёнка – это воспитательно-педагогическое пособие, разработанное специально для Вашего ребёнка. Рекомендуется к ежедневному прочтению взрослыми по одной сказке на ночь. Психологические воспитательные установки тщательно подобраны для развития таких важных качеств характера, как доброта, трудолюбие, стремление к знаниям, отзывчивость, любовь к ближним и т.д. В книге используется методика персонализованной сказкотерапии, впервые предложенной в 1982 году Ш.А. Амонашвили, доктором психологических наук, директором НИИ педагогики им. Я.С. Гогебашвили. Методика применяется в прогрессивных программах воспитания характера детей дошкольного возраста.
Настоящая книжка сказок про вашего ребенка - это Самый удивительный, Самый уникальный, Самый полезный и Самый личный ПОДАРОК, который станет ещё и самым Любимым на очень долгое время!
Сказки составляются уникально для каждого ребёнка. Все окружающие малыша: родители, бабушки, дедушки, братья, сёстры, приятели и даже знакомые кошки и собаки, будут участвовать в сказочных историях! После прочтения сказок, ребёнок может раскрасить картинку цветными карандашами. Самое интересное, что в этой раскраске сказок ребёнок раскрасит и себя самого!
Фото и имя ребёнка будут отпечатаны прямо на обложке книги сказок! Мы печатаем книги в различных дизайнах и цветовых решениях, в твердых и мягких переплетах.
22 сказки о чудесных приключениях вашего ребенка в вашем же городе, запомняться ребенку на всю жизнь. Все сказки в нашей книге не простые, каждая сказка разработана с целью воспитания таких положительных черт характера ребёнка как доброта, честность, отзывчивость и любовь!
Ваша памятная надпись будет впечатана прямо в книгу сказок. Это может быть поздравление с Днем Рождения или просто несколько теплых слов ребенку от родителей или близких людей которые не забудутся никогда!