На протяжении первых пяти лет жизни ребёнок учится говорить:
1 год – слушает речь взрослых, улавливает эмоциональную окраску; 2 – год подражает звукам, которые слышит, говорит первые слова, появляются первые предложения; 3 – появляются слова всех частей речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы. Так возрастает понимание речи ребёнком, но дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи опережает произносительные возможности ребёнка, т.к. усвоение многих звуков тормозит недостаточная подвижность артикуляционного аппарата ребёнка – это движение мышц языка, губ, нижней челюсти. В 3 – года такое произношение считается нормальным, в 5 – ребёнок должен обладать плавной, чёткой, выразительной речью.
Словарный запас должен быть достаточным для возможности описания ребёнком увиденного. Дети с неправильным произношением очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки.
В период освоения речи произношение малыша всегда несовершенно. Во первых – недостаточное развитие движений речевых органов ( языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба), во вторых – фонематический слух – способность воспринимать и дифференцировать все звуки речи; находится ещё в процессе формирования. Если к 5 годам все эти несовершенства не прошли, то необходимо начать систематические занятия с логопедом, так как с каждым годом коррекция речи будет даваться сложнее.
Занятия с логопедом включает несколько видов деятельности: артикуляционная гимнастика, дыхательная, голосовая, развитие мелкой моторики, логопедический массаж; развитие фонематических процессов, коррекция нарушений письма и чтения.
При разных нарушениях специалист подбирает комплекс логопедических упражнений.
Для того, чтобы воспроизвести звук, нужно совершенным речевым аппаратом, чтобы органы речи были подвижны и пластичны для выполнения артикуляционных движений, а неправильное строение артикулярного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и их недостаточная подвижность нередко является причиной плохого произношения. Язык - наиболее активный участник в образовании звуков и произношении слов. От его положения и от того, какую форму он принимает, зависит правильное произношение большинства звуков языка.
Невозможно произвести коррекцию практически любого нарушения без артикуляционной гимнастики.
Недостатки произношения отягощают эмоционально- психологическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы избежать такой проблемы, следует начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям от 2-4 лет такая гимнастика поможет «поставить» правильное произношение, а дети 5-6 лет смогут преодолеть уже сложившееся нарушение звукопроизношения.
Некоторым детям легко даётся «языковая гимнастика», другие же плохо владеют своими речевыми органами и требуется длительная тренировка для того, чтобы они могли воспроизвести необходимое речевое движение.
Логопедические упражнения для ребёнка.
Начнём с рифмованной артикуляционной гимнастики:
Язычок гулять собрался;
Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)
Причесался, ( пропустить язык сквозь зубы)
Выпил чашку молока, ( делаем язычок «чашечкой»)
Съел варенья пол ведра, (делаем движение языком, как бы , зачерпывая варенье из ведра)
Потом выбежал во двор,
Перелез через забор, ( движение языка через зубы)
На качелях покачался , (движение языка вверх – вниз)
На лошадке в лес умчался.
Это упражнение нужно выполнять быстро, но только, когда ребёнок все движения может выполнять правильно.
Упражнение «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Качели (движение языком вверх – вниз за зубами)
На качелях я качаюсь:
Вверх - вниз, вверх – вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
«Горка» (кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка поднята).
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Кончик в зубы упирается,
Бока к верху устремляются.
«Вкусное варенье»
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму,
И остатки оближу.
«Грибок»
В лесу моя сестричка,
Нашла в кустах лисичку.
Лисичка – не зверёк,
Лисичка та – грибок.
«Гармошка» (движение нижней челюстью, не отрывая приклеенного к нёбу языка)
К небу язычок приклеили,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой –
Гармонист ты неплохой.
Ребёнок должен выполнять все упражнения перед зеркалом.
Для постановки свистящих звуков обязательными будут упражнения:
- «Наказать непослушный язык» - широкий язык лежит на нижней губе и говорит: «Пя – пя – пя»;
- «Лопаточка» - открыть рот и положить на нижнюю губу широкий язык,
- «Почистить зубы» - приоткрыть рот, почистить зубы кончиком языка, делая движения из стороны в сторону с натужней и внутренней стороны.
Для постановки шипящих звуков обязательны следующие упражнения:
- «Вкусное варенье»;
- «Грибочек»;
- «Лопаточка»;
- «Гармошка»;
- «Маляр» - открыть рот, погладить широким кончиком языка нёбо, делая вперёд – назад.
В игровой форме можно исправлять дефекты речи и закреплять правильные звуки, используя способность ребёнка к воспроизведению услышанного.
Волк.
Попросите малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперёд и произнести звук «у-у-у» ) Если ребёнок не может вытянуть губы – научите его дуть в трубочку.
Котёнок
Попросите ребёнка плакать, как котёнок.
Пузырёк
Научите малыша надувать щёчки и резко разрывать смычку губ.
Лошадка
Прищёлкивая языком, поцокать, как лошадка.
Можно добавить и такое : как достать язычком до носика, показать длину языка, положить на кончик носа ватку и подняв язык к верхней губе – сдуть ватку «запустить парашутик».
Если нет проблем с нервными окончаниями языка, для проведения артикуляционной гимнастики присутствие логопеда не обязательно.