Доктор психологических наук Шалва Александрович Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси. В школе работал с 1951 года пионервожатым. После окончания Тбилисского университета в 1955 году работал в НИИ педагогики МП Грузинской ССР с 1983 по 1991 год директором, а с 1987-го – генеральным директором экспериментального научно-педагогического производственного объединения МНО Грузии. С 1964 года руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения. Доктор психологических наук с 1973 г., действительный член АПН СССР в 1989–1991 гг. В 2003 году Международное Общественное Жюри признало его «Рыцарем Гуманной Педагогики» и вручило золотой значок «Сердце и лебедь». Международная Ассоциация Детских Фондов наградила почетной золотой медалью имени Льва Николаевича Толстого.
Министерством образования РФ рекомендовало, разработанную Ш. А. Амонашвили систему «Школы Жизни», для применения на практике.
Книги Шалвы Александровича Амонашвили изданы на многих языках мира. Наиболее известными из них являются: «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели» (трилогия «Педагогическая симфония»), «Размышления в гуманной педагогике», «Школа жизни», «Воспитательная и образовательная функция оценки учение школьников», «В школу с 6 лет», «Исповедь отца сыну», «Письма к дочери», «Улыбка моя, где ты?», «Почему не прожить нам героями духа?», «Без сердца что поймем?», «Спешите, дети, будем учиться летать!» «Истина школы». Автор художественных произведений: «Амон-Ра», «Саломея», «Вся земля ждет нас!», «Пусть над тьмой сияет свет», «Рука водящая» и др.
БИБЛИОГРАФИЯ
Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984.
Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986.
Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М.: Просвещение, 1986.
Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М.: Просвещение, 1987.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990
“Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя”.
“Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить”.
“Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя”.
“Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке”.
Учитель! Будь осторожен! Не ошибись!
Не вреди!
Будь надеждой для школьника!
Дари себя детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!
О ДЕТЯХ (1983) Дети – активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
(1983) Шалость детей нарушает наше спокойствие, создает проблемы в воспитании, которые нам порой не под силу разрешить педагогическими путями. Шалуны – сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений... Шалуны – жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться... Шалуны – дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению; они восполняют в себе просчеты педагогов в развитии их индивидуальных способностей. Шалуны – общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей... Шалуны – деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности. Шалуны – мысль педагога, объект педагогики. Шалунов можно наказывать, но нужно поощрять. Шалость – ценное качество ребенка, только надо управлять им. Я давно установил для себя, что суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их. Не надо требовать от детей того, чего мы не смогли внушить им с помощью нашей педагогики.
Книжка про вашего ребенка скачать. Новое Беспрецедентное предложение! Заказать книгу о своем ребенке и сразу скачать её. Весёлые сказки для детей 4-8 лет..
(1986) Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества.
Многогранный жизненный опыт детства есть благодатнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай – неповторимую личность.
…Почему дети так стремятся быть взрослыми, поскорее войти во взрослую жизнь?
Действительное детство детей – это процесс взросления, действительное счастье ребенка – это ощущение того, что он взрослеет, он уже большой. Однако взросление само собой, без социального общения не происходит, и для него очень важно утвердить свою взрослость именно в среде тех, кто старше. Дети стремятся войти во взрослую жизнь чуть раньше, чем сами готовы для нее. Они пробуют, испытывают себя в том или другом (хорошем или плохом) деле, которым обычно заняты взрослые.
…Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву.
В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим Человеком, проявить себя таким в обществе.
Дорогой Взрослый Человек! Не позволяй себе высмеивать ребенка, подшучивать над ним, когда он верит, что совершает общественно значимое, государственное важное дело. Не смей в это время смотреть на него снисходительно, пусть даже с покровительственной улыбкой, не напоминай ему, что он еще ребенок, и не выгоняй его из мира взрослых! Твой долг заключается в том, чтобы отнестись к такому поведению ребенка со всей серьезностью, с чувством гордости за него и поставить умную, мудрую точку над сложным педагогическим i!
…Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя, воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта – колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать нашим детям.