Книга "Психотерапевтические сказки и игры" Черняева С.А.

 
  Добавить в закладки
 

 

 
 

СКАЗКА О ЧЕЛОВЕКЕ И РЫБЕ

Рыбу поймали на крючок. Когда ее вытащили на берег пруда, ей было очень страшно и одновременно она испытывала непонятное для нее самой наслаждение от пребывания на воздухе. Поймал Рыбу Человек. Он поселил ее в аквариуме. Сначала Рыба считала Человека немым, но однажды, задав ему вопрос, она услышала ответ. После этого Рыба всегда разговаривала с Человеком, когда он приближался к аквариуму.

Вот некоторые из этих разговоров:

- Зачем ты поймал меня, Человек?

- В пруду, где ты жила, тебя могли съесть щуки. 

- А здесь меня можешь съесть ты.

- Пруд, в котором ты жила, скоро должны осушить, жить там нельзя.

- А там остались другие рыбы? - Да!

- Тогда почему ты поймал меня?

- Ты знаешь, - ответил Человек.

- Скажи все-таки, - попросила Рыба.

- Я поймал тебя, потому что я тебя люблю.

- Мне трудно в это поверить.

- Почему?

- Ты никогда не дотрагиваешься до меня.

- У меня горячие руки, тебе будет больно, если я до тебя дотронусь.

- Мне было больно, когда ты меня поймал, но все же дотрагивайся до меня каждое утро, - попросила Рыба, - а я постараюсь не уклоняться от твоей руки.

Человек согласился, и Рыба со страхом и надеждой ждала каждое утро его прикосновения.

Однажды Человек заметил, что Рыба почему-то старается двигаться по аквариуму правильными геометрическими фигурами, сердясь на других рыб, когда они попадались на ее пути.

- Зачем ты делаешь это? - спросил Человек.

- Я думала, что это тебе понравится, - ответила Рыба.

- Мне понравится, если ты будешь хорошо относиться к другим рыбам.

- Я сделаю это для тебя.

- Сделай это для других рыб, тогда это будет для меня. Но я вижу, что ты все еще боишься меня.

- Да, потому что здесь, в аквариуме, ты всегда меня видишь.

- Я видел тебя и в пруду, - ответил Человек.

- Ты кормишь меня.

- Я кормил тебя и в пруду.

- Я не знала этого, - растерялась Рыба.

- Но все же ты была иногда благодарна мне, - засмеялся Человек. Однажды рыба спросила: «А ты - единственный человек?»

- Ты не понимаешь, о чем спрашиваешь.

- Спрашивать нельзя?

- Можно.

- Тогда скажи, кем лучше быть: человеком или рыбой?

- Я был Рыбой, но я Человек.

- А я могу стать Человеком?

- Да, - ответил Человек. - Если я тебя съем. Ты станешь Человеком, как та пища, что ешь ты, становится Рыбой.

- Ты хочешь меня съесть? - спросила Рыба.

- Если ты сама предложишь себя мне в пищу и не пожалеешь об этом, ты станешь Человеком, - ответил Человек.

- А если пожалею?

- Значит, твоя жертва была напрасной.

- Но я стану Человеком...

- Да, как твоя пища становится Рыбой.

- А чем ты кормишь меня? - спросила Рыба.

- Собой, - ответил Человек.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ СКАЗОК

Методические рекомендации к отдельным сказкам представляют собой результат авторского видения смысла сказок. (Естественно, авторское видение не является единственно возможным.) Трактовки рисунков, сопровождающих сказки, также, на мой взгляд, могут быть полезными в сказкотерапевтических занятиях, служить завязкой разговора, либо аргументом, когда об­суждение зашло в тупик, либо стимулом к собственному творчеству участников.

Рисунок «Лабиринт»

Этот рисунок, вводящий нас в сказки, — попытка аллегорически представить лабиринт человеческой жизни, и каждый может попытаться определить то место, где он сейчас находится. Метафорически изображены различные способы поведения: «ни Богу свечка, ни черту кочерга», «расшибиться в лепешку», «возделывать свой сад» и др.

Чьи-то заботливые руки зажигают свечу, и младенцы «старту­ют», причем сразу находятся «индивидуалисты», идущие собственной дорогой, и те, кто «идет по чужим головам», и те, кто раньше других «встает на ноги». Некоторые участки лабиринта, естественно, представляют собой тупик, глухую стену, которую можно попытаться пробить. Этим и заняты некоторые люди, тратя свое время, рискуя разбиться или разбиваясь, потому что стены лабиринта являются ограждением, не дающим свалиться в пропасть. (Правда, те, кто пробивает стены, этого не понимают.) Дальнейший путь может быть озорной попыткой «оседлать стену лабиринта» с риском «угодить на сковородку», неверным,  но волнующим путем к «воздушным замкам», способом стать частицей «массы», ставшей живым постаментом для чьего-то возвеличивания, либо путем вверх за стены лабиринта к тем же заботливым рукам. Рисунок «Лабиринт» может быть заставкой всех или некоторых, наиболее смыслообразующих занятий со сказками. Желательно, для обсуждения рисунка, увеличить его до размеров плаката.

Сказка о принце

Сказка посвящена трудностям раннего юношеского возраста. Герой сказки не в силах разобраться в своих чувствах и в чувствах близких ему людей. Одной из причин этого является неуверенность в себе. То, как Принц воспринимает других людей, для не­го определяется вопросом: как они ко мне относятся? Чувство неуверенности в себе рождает и юношескую гордыню. Осознание своих проблем и изменений происходит через влюбленность. Понимание чувств других людей, а после этого себя самого и своего прошлого возвращает миру и самому Принцу «имена».

Возможные вопросы при анализе сказки:

Почему Принц ушел из дома?

Как относились к нему близкие?

Что нужно делать, если считаешь, что ты никому не нужен?

Почему Принц не приобрел друзей ни в одном городе по пути в Аморель?

Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь?

Что дало Принцу «ведение сердец»?

Стал ли Принц взрослым? Когда?

Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже?

Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки?

Что же сказала Элизабет?

Сказка может также применяться при обсуждении проблем:

— кризиса взрослости,

— отношений с родителями,

— эгоцентризма.

Если «Сказка о Принце» обсуждается во взрослой аудитории (родители подростков), то стоит обратить внимание на то, что, несмотря на свою любовь, родители не поняли сына, не поняли того кризиса, в котором он оказался, и того, что Артемий не был уверен в том, что действительно является любимым и не­обходимым. Можно найти место в сказке, где вовремя сказанные слова могут уберечь принца от побега из дому и длительных странствий.

Рисунок к сказке представляет Принца «вне» мира, он стоит перед дверью, и от него зависит, войдет он или нет. Так и его от­ношения с людьми зависят, прежде всего, от его инициативы, дружелюбия, желания общаться и веры в себя. Собственно говоря, это относится к каждому человеку.

Кролик пишет сказку

 

Сказка Элизабет

Если «Сказка о Принце» описывает кризис взросления, как он часто проходит у юношей, то «Сказка Элизабет» — кризис взрослеющей девочки. Трудности героини сказки — непринятие себя, своего окружения, фантазирование, «защищающее» от реальности. Переживаемый ею кризис реальности приводит к тому, что Элизабет воспринимает свое окружение как некие «подмостки» для себя — единственной героини. Ее инфантильные фантазии даже побуждают ее придумать себе других родителей, как это иногда бывает в этом возрасте. Элизабет пока не способна к зрелым чувствам. Ее влюбленность представляет также форму фантазирования и игры. Настоящая любовь может прийти к ней только после умения принимать, любить себя. Но это уже за гранью сказки.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Принимает ли Элизабет себя, любит ли себя?

Можно ли любить других, если не любишь себя?

Почему Элизабет не считает Эмиля и Лоринду своими родителями?

Как бы вы назвали чувства Элизабет к Принцу?

Действительно ли Элизабет будет любить Артемия в течение одного года, одного месяца и одного дня?

Сказку можно также использовать при обсуждении проблем:

— психологических различий юношей и девушек,

— связи человека со своей семьей, своей страной и своей культурой,
— грезы и реальность.

Рисунок к сказке представляет Элизабет у окна, за которым виден не реальный город Аморель, а воображаемый турнир в ее честь. Люди, которые ее окружают, для нее сейчас не реальнее игрушек, с которыми можно не церемониться.

Очень печальная сказка

(Сказка о странствиях принца Франциска в поисках своего брата)

Сказка отражает проблемы ценностей современных подрост­ков, живущих в атмосфере преклонения перед сильными личностями. Герои мультфильмов, филлеров, боевиков негласно утверждают принцип: «Кто победил, тот и прав». Стремление к подвигам, свойственное юности, обостряет эту проблему. Герои сказки также стремятся к подвигам, но Франциск — главный герой — наделен умением сочувствовать другим людям. Это ставит его особняком, он теряет друга, оказывается «побежденным», но достаточно смелым, чтобы сказать «нет», и достаточно разумным, чтобы не добиваться своего любой ценой.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Кто является « победителем», а кто побежденным в этой сказке?

Кого можно назвать в этой сказке жертвой войны? Жителей разоренного города? Франциска? Солдата с каменным сердцем? Вождя?

Что бы вы назвали справедливой войной?

Что бы вы назвали «героическим подвигом»?

Если бы вы были рядом с Франциском в этой ситуации, что бы вы ему посоветовали?

Как изменился Франциск?

Еще одна из проблем этой сказки — осознание реальности, которую человек не в силах изменить; изменения, душевные травмы, которые являются результатом этого.

Рисунок к сказке изображает юношу, увидевшего ужасы войны, что можно трактовать и как столкновение с реальностью взрослой жизни. То, что он увидел и понял, пугает его, при этом он одинок в своих переживаниях. Столкновение с жестокой реальностью, которую он не может ни принять, ни изменить, серьезно травмировало его.

Сказка о странствиях принца Леона

Эта сказка — о ценностях, смысле жизни и о свободе совести, мнений, о разумном и неразумном доверии. Конфликт между собственным опытом и мнением воспитателей, между традициями и истиной переживают все герои сказки. Сказка призывает осмыслить свои взгляды, определить, что в них является привычкой, а что — собственным свободно выработанным мнением.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Почему жители Солнечного города считают Солнце мифом?

Почему принц Леон хотел, чтобы жители Солнечного города открыли глаза?

Почему жители Солнечного города не верили принцу Леону?

Как вы думаете, будут ли Пат и Мариса жить с закрытыми глазами?

Почему в Звонске у принца не нашлось последователей?

Нужно ли помогать жителям Звонска и Солнечного города? Как это сделать?

Нужно ли помогать принцу Артемию?

Еще одна проблема, затрагиваемая в данной сказке, — созревание личности как результат любви. Пат и Мариса — единственные «ученики» принца Леона — более подготовлены к изменениям, к осмыслению своих ценностей, именно потому, что любят друг друга.

Рисунок к сказке изображает принца, удивленно взирающего на людей, которые добровольно отказались от знакомства с красотой окружающего мира. Только влюбленные, благодаря своей любви, сумели услышать призыв «открыть глаза», не отворачиваться от реальности.

Принцесса, которая не нравилась самой себе

Очень частая проблема подросткового и юношеского возраста — дисморфофобия, или, как ее часто называют, комплекс «гадкого утенка». Это — опасения по поводу своей внешности, как правило, необоснованные и скрываемые. При этом девушка или юноша, которые «не нравятся самим себе», со стороны выглядят самовлюбленными. Очень часто неизжитые трудности такого рода  мешают нормальным человеческим отношениям, делают человека эгоцентричным (не обязательно эгоистичным) и неуверенным в себе. Марина живет в вымышленном мире, не замечает чужих чувств, не верит в них; принятое ею «зелье», заставляя полюбить себя, помогает не думать о себе постоянно и заметить переживания других. Принц Артемий, переживший неверность Элизабет, также способен на сочувствие, а значит, на искреннее чувство. Образ волшебницы показывает опасность пренебрежения чувствами других, ранняя старость здесь — символ напрасно прожитой жизни.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит «не нравится самой себе?»

Как воспринимали принцессу Марину окружающие ее люди?

За что фея наказала колдунью? Как можно вести себя, если не разделяешь чужих чувств?

Что значит «гордость» для героини сказки?

Представьте себе, что оба напитка употреблены так, как было задумано? Что бы вы сказали о чувствах героев в этом случае?

Почему Марина выбрала Артемия?

Сказка также может быть применена при работе с проблемой непонимания родителями своих детей-подростков и стоящих перед ними проблем. Для иллюстрации этой проблемы приведу почти анекдотический разговор, состоявшийся у меня с одной учительницей — матерью 15-летней девушки.

— Моя дочка почему-то стала стремиться принимать душ каждый день, а иногда даже 2—3 раза в день. Я просто не понимаю, что с ней делается!

— В период созревания у подростков бывают различные неприятные переживания, например, они боятся, что от них плохо пахнет. Ничего нет страшного в том, что она часто принимает душ, но ее необходимо поддержать, чтобы у нее было больше уверенности в себе.

 

— Как?

— Ей важно, чтобы Вы ее хвалили.

— Да я ее хвалю, я говорю, что если она без конца будет мыться с мылом, у нее вообще вся кожа облезет.

На рисунке к сказке принцесса Марина — довольно хорошенькая девушка — видит в зеркале не свое отражение, а кривляющегося чертенка — олицетворение ее комплекса.

Кролик пишет сказку

 

Сказка о странной любви

Это сказка о некоторых любовных заблуждениях, часто встречающихся в юности, которые не дают сформироваться зрелому пониманию любви, необходимому для полноценного супружества. «Неграмотные в любви», черпающие представление о ней из сериалов, дамских романов и наблюдений за не всегда удачной семейной жизнью близких, принимают за чувство любви симпатию, половое влечение или любопытство, также как настойчивость «партнера» может быть понята как доказательство любви с его стороны. Сказка может быть поводом для разговора о различных проявлениях любви, о вседозволенности и обязательствах, о новизне, о радости, которую в современном мире часто отождествляют с удовольствием (также как сексуальные отношения отождествляют с любовью), и о языках любви. В сказке также присутствует «трудная» для разговора с подростками тема однополой влюбленности. Тема особенно трудна для обсуждения сейчас, когда многие средства массовой информации пытаются сформировать представление не только о нормальности, но и об особой привлекательности таких отношений. Если участники группы в результате обсуждения этой проблемы подойдут к более взрослому, «грамотному» пониманию любви, то это будет общей победой.

При планировании сказкотерапевтических занятий можно предварить анализ этой сказки (или завершить его) играми «Эмоциональный контакт» или «Рисуем музыку». (См. раздел «Игры».)

Сказка также может быть рассмотрена при подготовке психологов, так как волшебница в данной сказке использует различные психотерапевтические подходы.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что означает «неграмотность в любви?»

Почему Валентина чувствует тяжесть на сердце?

Любовь в представлении Королевы и Волшебницы — это одно и то же чувство?

Если бы вы оказались на этом турнире, хотелось ли бы вам что-нибудь добавить к словам Королевы или Волшебницы?

Кого бы вы назвали победителем турнира в этой сказке?

Могут ли создать счастливые семьи придворные Королевы Блуждающих Сердец?

Сказка об Эмиле и Эмилии

Эта сказка — об образовании семьи и о первом, самом трудном времени ее становления. Сказка написана по просьбе студентов, как сказка, которая не кончается свадьбой.

Очень часты в юношеском возрасте переживания «скуки», тоски, пустоты, и тогда наши юные принцы и принцессы ищут влюбленности как острых ощущений. Влюбленность героев эгоцентрична. Они не готовы оказывать друг другу поддержку, можно сказать, что каждый ищет в другом свое отражение. Испытание, которое выдерживают герои, помогает им понять друг друга, по крайней мере, настолько, чтобы суметь «начать сначала».

Возможные вопросы при анализе сказки:

Проанализируйте первый разговор Эмиля и Эмилии. Можно ли назвать это разговором влюбленных? Слушают ли они друг друга?

Что такое «человек с заколдованным сердцем»?

Что значит выражение «созданы друг для друга»?

В том месте сказки, где Эмиль и Эмилия должны начать рисовать картины, подумайте вместе, что они могут нарисовать. Почему?

Как вы думаете, смогут ли Эмиль и Эмилия быть счастливыми вместе?

Эта сказка может также иллюстрировать проблему «странно­го», не понимаемого в своей семье ребенка.

Рисунок к сказке изображает героев, смотрящих не на прекрасный пейзаж и недруг на друга, а в зеркало, что является аллегорией «зеркальной», эгоцентрической подростковой влюбленности.

Опыт работы с этой сказкой показывает, что подростковая группа, как правило, «угадывает» поведение героев. Если пре­рвать чтение сказки, то практически всегда в том или ином порядке называются картины, которые нарисуют герои. (Это, на мой взгляд, подтверждает архетипичность сказки.) Попытка работать с этой сказкой во взрослой аудитории (с людьми, имеющими проблемы в семейной жизни) показала сложности с прогнозированием чужого поведения, даже заявления, что его «невозможно предвидеть».

Сказка о капризной принцессе

В этой сказке два основных мотива: во-первых, взаимное непонимание отца и дочери, когда принцесса «капризничает», пытаясь добиться внимания отца, а тот отделывается очередной игрушкой, и во-вторых, необходимости уважения к природе, к предметному миру, к реальности вообще.

(На мой взгляд, в природе нет ничего «ненужного»; применение критерия «полезности» к живому опасно и для самого человека.)

Возможные вопросы при анализе сказки:

Почему принцесса капризничает?

Кто в первую очередь отвечает за беспорядки в Бамдинии? Принцесса? Король? Волшебник?

Можно ли сказать, что в природе есть что-то ненужное, заслуживающее уничтожения? Кто должен, на ваш взгляд, это определять?

Как лучше поступать с капризными детьми?

Рисунок к сказке показывает «крайне занятого» отца, отвернувшегося от дочки, вместо того чтобы научить ее ответственному поведению, и дочку, предающуюся неразумным забавам.

Храбрец, боявшийся тишины

В этой сказке я пытаюсь поговорить об очень важной проблеме современной жизни — о боязни встретиться с самим собой. Общение с другими людьми превращается в контакт масок, «игры», если вспомнить Э. Берна. Для того чтобы избежать встречи со своим внутренним миром, со своей душой, можно использо­вать разные методы: не прекращающуюся ни на минуту музыку, лучше громкую, поверхностное, но постоянное общение, ком­пьютер, алкоголь, другие «уводящие от себя» привычки, даже «запойное» чтение. Герой сказки, «задетый за живое» пониманием своего страха, решает измениться. Для этого ему необходимы и помощь более зрелого человека, и способность увидеть свои мыс­ли, представления, фантазии, обнаружив при этом, что они не очень-то ему нравятся, и умение, хотя бы иногда, говорить «нет», и собственный кропотливый поиск.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Встречались ли вам люди, на которых «наложено такое же заклятье», как на Тацео?

В чем это выражалось?

Действительно ли приятели Тацео скучали и беспокоились о нем в его отсутствие?

Какой подвиг героя сказки кажется вам наиболее трудным?

Как вы думаете, в чем должен состоять третий подвиг?

Рисунок к сказке изображает героя во время совершения второго подвига, в лесу, где мысли становятся реальностью. При групповом обсуждении сказки можно попытаться представить, какие мысли героя воплотились в эти фантастические образы. Такое обсуждение может проецировать проблемы группы.

Принцесса, которая плохо училась

Сказка — не только об учебе, хотя проблема отношения к учебе и оценкам школьников, педагогов и родителей здесь также присутствует. Трудности, которые испытывает героиня, связаны и со структурой самого образования, и с непониманием ею ценности того, чем она занимается, и с довольно формальными контактами с родителями и педагогом. Живая и любознательная Аля не получает ответов на свои вопросы и вынуждена заниматься тем, что ее не очень интересует. Поэтому Дракон, с которым героиня встречается впервые, до некоторой степени более близок ей, чем люди, с которыми она выросла. Центральный вопрос сказки, возникающий обычно в ранней юности, — вопрос о смысле жизни. Постав­лен он не для того, чтобы на него торопились отвечать немедленно. Важнее подумать.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Случалось ли вам испытывать чувство, что «взрослые этого не поймут»?

Вам всегда удается получить ответ на свои вопросы?

Что должен, на ваш взгляд, знать человек, получивший «все образование»?

Принцесса Алевтина должна была спасти свое королевство. Как бы вы вели себя, если бы пророчество относилось к вам?

Рисунок изображает привычный мир принцессы Алевтины — разнообразный, красивый, но до некоторой степени чуждый ее исканиям. Она ищет ответ и должна найти его самостоятельно, Дракон является только стимулом в ее поисках.

Сказка о забывчивой фее

Эта сказка посвящена актуальным для подросткового и юноше­ского возраста вопросам — самоопределения и определения своего места в жизни. Вопрос, на который отвечает каждый человек в этом возрасте: «Кто я?» Героиня сказки еще не ответила на этот вопрос, она не только не реализовала свои способности, но и не знает их, фактически не смогла найти свое место в жизни, поэтому у сказки открытый финал.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Следовало ли фее жить среди цветов и оленей?

Как вы думаете, чем должна быть закончена сказка?

Что значит «жить не своей жизнью»?

Как вы понимаете слова «найти свое место в жизни»?

Что значит «быть самим собой»?

Сказка может быть применена и для работы с взрослыми людьми, переживающими кризисы самоопределения.

Рисунок к сказке представляет зыбкость, нестойкость представлений героини о себе, что делает ее внушаемой, побуждает делать то, чего ей, в сущности, не хочется.

Принцесса и фея бабочек

Очень часто встречающаяся проблема подросткового и юношеского возраста — непонимание своих чувств и неумение испытывать сочувствие. (Особенно часто встречается эта «болезнь» у детей из неполных семей и семей, где родители не балуют детей и друг друга вниманием и теплотой.) Героиня сказки не доверяет людям, самой себе. С помощью феи она проходит трудный путь  самопознания. В результате чего ее отношения с людьми также становятся менее эгоцентричными. В конце сказки ее чувства находятся на пути от жалости к любви.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит быть одиноким?

От кого зависит одиночество?

Какие бывают чувства? ''

Что вы называете любовью? "'

Как бы вы назвали чувство, о котором сказало принцессе появление лиловой бабочки?

Верите ли вы в «трудную» любовь?

Как вы думаете, почему принцесса не верит людям и их чувствам?

Рисунок к сказке представляет девушку, ступающую по сердцам. (Героиня сказки, не доверяя чувствам влюбленных в нее людей, вероятно, разбила уже не одно сердце.) Она погружена в собственные переживания и практически не замечает других людей.

История о принце, который носил маску

Смертельно обиженный невниманием родителей, юноша принимает решение: «Мне никто не нужен». Маска равнодушия, которую однажды надевает Людовик, прирастает к нему. Он становится чужим в своей семье и не становится своим где-либо. Встреча с Королевством масок — то испытание, которое показывает ему значение открытости и естественности. (Это может быть, например, группа с другими социальными нормами, страна с иной культурой.) В результате принц осознает значение тех норм человеческого общения, которыми он пренебрегал ранее.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит «носить маску»?

Можно ли иметь друзей, если сам носишь маску?

Хотели бы вы видеть маски вместо лиц?

Возможна ли любовь без открытости?

Как вы считаете, чей выбор легче: Людовика или Леоноры?

Как бы вы убедили жителей города отказаться от масок?

Рисунок изображает героя сказки «пустым пространством», «дыркой на картине». Это символ того, что человек, контактирующий с другими людьми на уровне масок, клише, всегда закрытый, практически исключает себя из человеческого общества; не допуская других к себе, он остается «пустым».

Мальчик-чудовище

Сказка обращена к современным подросткам и говорит о том, что источник агрессии находится в самом человеке. Подростковый возраст у юношей и у девушек — это не только трудные вопросы, но и чудовищные поступки, которые зачастую удивляют их самих. Поиск своего пути и своих отношений с чудовищем, поиск авторитета — тема сказки. Естественно, злое начало в человеке не исчерпывается с «трудным возрастом». Понимание источника зла в себе — это уже способ борьбы. Поэтому некоторые «мудрецы» говорят на языке известных мифов. Проблема может быть поставлена так же, как проблема доверия к чужому опыту и учению. Как человек должен принять важное для себя решение, до какой степени можно доверять мудрецам — эти вопросы решает для себя юный Георгий.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Сталкивались ли вы с чудовищами в себе? В других людях?

Знаете ли вы, как вы относитесь к своему чудовищу?

Согласны ли вы, что лучше быть слабым, чем жестоким?

С кем из мудрецов вы готовы согласиться?

Что считать «доброй победой» (Если можете, приведите примеры).

Можно ли считать победу Георгия окончательной? А победы его отца и дяди?

Почему дракона зовут Орг?

Как человек должен принимать важное для себя решение? До какой степени можно пользоваться чужим опытом?

Как определить, кто из мудрецов дает действительно полезный совет?

Рисунок к сказке, изображая юношу, убегающего от своей те­ни, заставляет вспомнить строки Леонида Мартынова:

Вот Человек — пойди его пойми — Он на своей сияющей Звезде С ужаснейшими борется зверьми, Которых сам насотворил везде.

Мальчик, который неумел играть

У героя сказки две проблемы: неумение общаться и неприятие социальных норм. При этом любые социальные нормы регулируют отношения между людьми только тогда, когда принимаются человеком. Герой сказки - ребенок, не принимающий «правила игры». Естественно, он оказывается в изоляции. Фантазии героя вначале заменяют ему друзей, затем становятся навязчивыми страхами, как это часто бывает с грезами. Через трудные переживания герой сказки приходит к решению «играть по правилам». Это одна из сказок не столько для подростков, сколько для детей 7—Шлет.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит «уметь играть с другими»?

Что делать, если тебе не нравятся правила игры?

Можно ли придумывать друзей?

Можно ли придумывать только добрые фантазии?

Могут ли люди бояться собственных фантазий?

Эта сказка может также использоваться для психологической работы с детскими страхами. Для этого можно попробовать нарисовать Единорога, Свинслика, Змеельва, Опудало, а также те страхи, которые есть у клиента. Обсуждая проблему страха, можно поговорить о том решении проблемы, к которому приходит герой сказки.

Рисунок к сказке иллюстрирует тот плен, в котором оказался герой, он «взят в окружение» своими фантазиями.

Утешительная сказка

Диалоги, которые ведутся в этой сказке, затрагивают проблемы, которые являются значимыми для подростков 14-18 лет и разрешение которых является для них жизненно важным. Дерево, пытающееся облегчить героям поиск решения, действует в сказке как гуманистический психолог — его решения не навязываются, но облегчают каждому путь к самому себе. Экзистенциальные проблемы — ценности жизни, смысла смерти, страдания, одиночества — соседствуют с не менее актуальными для героев сказки проблемами: поиска уверенности в себе, неразделенной любви. Сказка может также использоваться в программах обучения психологов-консультантов, так как Дерево ведет с приходящими к нему психотерапевтический диалог.

Возможные вопросы для анализа сказки:

Хотели ли бы вы иметь возможность поговорить с Деревом Утешения?

Кто может выполнять эту роль в жизни?

Что бы вы сказали человеку, который не хочет жить?

А той юной матери, которая не хочет рожать своего ребенка?

Как вы понимаете то, что Дерево Утешения стало невидимым? Что изменилось для тех, кто к Нему приходит?

Рисунок к сказке изображает Дерево личностью, к которой обращаются пришедшие к нему люди. Видно, что люди, отягощенные проблемами, после диалога с деревом уходят просветленными. Символом этого общения является листок Дерева утешения, который уносят с собой те, кто с ним общался.

Сказка о Человеке и Рыбе

Сказка представляет попытку автора написать прожективный текст. Если вам трудно даже приблизительно понять проблему клиента или группы, попробуйте спросить, о чем эта сказка? Спросите сначала себя. Ваш ответ верен для вас. Ответы, которые дадут вам клиенты, верны для них. Сказка, на мой взгляд, может быть полезной и при духовных проблемах.

Для меня самой этот текст прежде всего представляет пробуждение религиозной веры, диалог человека с Богом. (Это не только моя проекция — когда я обсуждала эту сказку с девочкой 11 лет, она спросила: «А Человек очень большой?» Получив ответ: «Ну, наверно...», она сказала: «Тогда это — Бог».)

При работе со сказкой мне встречались такие проекции, как отношения:

— мужчины и женщины,

— отца и ребенка,

— учителя и ученика,

— власти и народа и другие.

К этой сказке трудно предложить конкретные вопросы, но можно спросить группу (или консультируемого), кто, по их мнению, в этой сказке назван Человеком.

Рисунок к сказке подчеркивает единство, и даже взаимопроникновение персонажей сказки; можно сказать, что у них «одно сердце».

Рисунок «Презентация монстра»

Рисунок завершает серию сказок и может быть предъявлен на любом этапе сказкотерапевтических занятий. Особенно важное значение он может иметь в тот момент, когда в группе поднимается вопрос о том, что человек иногда вынужден поступать «не как все», если хочет остаться самим собой, а по большому счету — просто остаться человеком. Рисунок изображает заурядного, не слишком героически выглядящего человека, которого выставляют напоказ как «монстра» действительно кошмарные чудища. Если возникает вопрос о том, может ли человек противопоставлять себя среде, или если высказывается мнение, что «не могут же все вокруг быть неправыми», то этот рисунок позволяет представить себе такую ситуацию. Вопрос, который возникает здесь: «Где человек хотел бы быть, с кем?» Другие моменты сказкотерапии, на которых целесообразно использовать этот рисунок — обсуждение сказок «Мальчик-чудовище» и «Очень печальная сказка».

 

Кролик пишет сказку

 

  СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

От автора

Введение

Почему можно использовать сказки для психологической помощи?

Методические особенности психологической работы со сказками

Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе

Приемы, используемые для «разогрева» группы или настройки клиента

Приемы, используемые для знакомства с текстом

Приемы, используемые для анализа сказки

Использование сказок для индивидуального консультирования

Работа с психотерапевтическими сказками в группах

Группы, работающие полностью по методу сказкотерапии

План сказкотерапевтического тренинга личностного роста для подростков

Включение сказок в групповые тренинги различных типов

Описание спектакля-экспромта по «Сказке о забывчивой фее»

Использование психотерапевтических сказок в режиме библиотерапии

Тексты психотерапевтических сказок

Обращение к герою сказок

Обращение к сказкотерапевту

Сказка о принце

Сказка Элизабет

Очень печальная сказка (сказка о странствиях принца Франциска в поисках своего брата)

Сказка о странствиях принца Леона

Принцесса, которая не нравилась самой себе

Сказка о странной любви

Сказка об Эмиле и Эмилии

Сказка о капризной принцессе

Храбрец, боявшийся тишины

Принцесса, которая плохо училась

Сказка о забывчивой фее

Принцесса и фея бабочек

История о принце, который носил маску

Мальчик-чудовище

Сказка о мальчике, который не умел играть

Утешительная сказка

Сказка о Человеке и Рыбе

Методические рекомендации к использованию отдельных сказок

Методические рекомендации к использованию психологических игр сказкотерапии

Заключение

Приложение (сказки, сочиненные детьми)

Первый класс (6,5—7,5 лет)

Второй класс (8 лет)

Третий класс (9,5—10,5 лет)

 

Санкт- Петербург РЕЧЬ 2002

ББК 88.4 Ч 49

Черняева С. А. •

449 Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002. —

168 с. ISBN 5-9268-0108-7

Книга содержит психотерапевтические сказки, методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые мо­гут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста.

Книга адресована психологам, психотерапевтам, педагогам, родителям.

ISBN S-9268-0108-7

© С. А. Черняева, 2002

© В. И. Черняев (рисунки), 2002

© П. В. Борозенец (оформление), 2002

© Издательство «Речь», 2002

 

 
 
       

Светлана Анатольевна Черняева

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ И ИГРЫ

Главный редактор И. Ю. Авидон

Зав. редакцией Т. В Тулупьева

Художественный редактор П. В. Борозенец

Директор Л. В. Янковский

ООО Издательство «Речь»

т. (812) 323-76-70, 323-90-63, (095) 502-67-07

E-mail' rech@mail lanck.net

www.rech.spb.ru

199004, Санкт-Петербург, 3 линия, 6 (лит. «А») Лицензия ЛП № 000364 от 29.12.99

Подписано в печать 09.04.2002. Формат 60x88 '/i6-Печ. л. 10,5. Тираж 1500 экз. Заказ № 72.

Отпечатано в типографии ООО «ИПК "Бионт"» 199026, Санкт-Петербург, Средний пр. ВО., д. 86,

тел. (812) 322-68-43


Книга педставлена на сайте только для вашего ознакомления. С вопросами приобретения данной книги обращайтесь пожалуйста по вышеуказаным контактным данным.

 


 

Кролик пишет сказку

Статьи о воспитании детей дошкольного возраста.

 

 

Амонашвили Ш.А. Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя

Амонашвили Ш.А. О ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Амонашвили Ш.А. О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ Какой ребенку нужен папа?

Амонашвили Ш.А. О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАПОВЕДЯХ

Чтение и письмо с детьми 8 приёмов – Как победить азбуку и научить ребёнка читать

Лучший день для вашего ребёнка.

Проблемы с речью у детей. - Как обойтись без логопеда. Учимся говорить -говорить красиво и правильно.

Детское счастье. Чего хочет ваш ребёнок.

Мужское воспитание детей.. Папино воспитание

Учим буквы с ребёнком.. 5 способов выучить с малышом алфавит

Все статьи.. Различные статьи по воспитанию ребёнка

 

 
 

Поучительная сказка

 
 
 

 
  Об издательстве:
Издательство "SkazkiPro" это проект ICOO Consulting & ЗАО "ВВВ.Рекордс"
40959 Nunes Ct., Fremont, CA 94539, USA (DBA Reg.№ 343308)
Свидетельство ОГРН: 102 773 924 0650 от 23.09.2002г.
Информация:
Заказывая Книгу о Вашем ребенке с нашего сайта и используя Промо-код VQ277, Вы получаете СКИДКУ в $10.
 



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Goon Каталог сайтов Бесплатный каталог лучших сайтов
Copyright www.Cka3kapro.narod.ru © 2010 | Добавить статьи