ПРИНЦЕССА, КОТОРАЯ ПЛОХО УЧИЛАСЬ
В некотором царстве, в некотором государстве, в столичном городе стоял королевский дворец. Во дворце жили король Альберт, королева Тинадора и их дочь, принцесса Алевтина (или Аля, как звали ее родители, придворные и даже слуги). Алевтиной принцессу звала только гувернантка мисс Тезаурус. Тезаурус на древнем языке означает «сокровище», и гувернантка действительно была настоящим сокровищем. Она знала все на свете и пыталась научить принцессу тоже знать все на свете. А в том королевстве считалось очень важным, чтобы принцесса хорошо училась. Первое, что спрашивали родители, когда видели Алю: «Какие у тебя оценки?»
Принцессу это очень обижало, но разве родителям что-нибудь докажешь? Кстати, оценки у Али были разные. Ей часто было очень скучно слушать уроки. Ну для чего, например, нужно учить великанский язык, когда ни одного великана Аля никогда не видела? Зачем изучать жизнь священных пауков, когда последний священный паук, считавшийся еще живым, упал в дворцовый колодец (колодец после этого заколотили крышкой и никогда им не пользовались).
Родители и мисс Тезаурус считали принцессу Алевтину не очень способной и довольно ленивой, постоянно усаживали ее за уроки. Бедная принцесса усиленно зубрила непонятные ей правила языка великанов, астрологические таблицы и алхимические тексты, и все для того, чтобы ответить на вопросы строгой мисс Тезаурус хотя бы на твердую тройку. А у принцессы Алевтины тоже были вопросы (и не только о том, зачем нужно учить язык великанов). К сожалению, на эти вопросы никто не отвечал: король был слишком занят, королева посылала за ответом к мисс Тезаурус, а та говорила, что все это глупости, которые лезут Алевтине в голову от безделья.
Вопросы у Алевтины были, например, такие:
«Откуда известно, что планеты, звезды и созвездия называются именно так, если там еще никто не был? Почему считается аксиомой, что философский камень превращает все металлы именно в золото, если никто этого камня пока не изобрел? Скучно ли кошке целый день сидеть одной, дожидаясь Алю с занятий, или кошки не умеют скучать? А если она скучает, не понимая, что скучает?»
«Хорошо кошке, - думала иногда Аля, - ей учиться не надо».
После того как принцесса задала изумленной гувернантке вопрос про кошку, мисс Тезаурус не выдержала и пожаловалась ее родителям. Король с королевой призвали к себе свою дочь и сказали ей:
- Дорогая принцесса, мы очень огорчены, что ты недостаточно хорошо учишься. Мисс Тезаурус - очень знающий и опытный педагог, она так старается тебя всему научить, а у тебя такие плохие отметки.
- Я стараюсь, - робко проговорила Аля.
- Тебе пора узнать, почему мы так обеспокоены твоей учебой. Древнее пророчество гласит, что благодаря тебе наше королевство может быть избавлено от серьезной опасности. Ты десятая принцесса нашего дома. Ты и юный принц, который станет твоим женихом, либо победите опасность, грозящую всей стране, либо все королевство погибнет. Мы не знаем, когда это произойдет, и стремимся подготовить тебя к тому, что может случиться. Учись получше, дорогая принцесса, ведь никогда не знаешь, что тебя ждет в жизни.
Грустно слушала родителей Аля. Мало того, что нужно учить какие-то непонятности, так еще и пророчества ей не хватало. И обидно было думать, что родители заботятся вовсе не о ней, не о ее интересах и делах. Но Аля была доброй девочкой и не хотела погубить свою страну.
- А что еще сказано в пророчестве? - спросила она.
- Там сказано, что спасение зависит и от того, кого ты сама выберешь в мужья, - ответила ей королева.
- Хотя это и против обычаев, - добавил король.
- Тогда мне еще нужно учиться и тому, как выбрать жениха, - сказала Аля, - а этому мисс Тезаурус не сможет меня научить.
- Этому не учатся, - сердито ответила мать, - мисс правильно говорила, что у тебя ветер в голове. Иди и старайся учиться тому, что положено.
И принцессе ничего не оставалось как учиться, тому, что положено.
Когда принцессе исполнилось семнадцать лет, она могла без запинки ответить на любой вопрос и была признана получившей все образование. Об этом событии протрубили глашатаи во всех ближайших королевствах. Это делалось для того, чтобы принцы, которые также получили все образование, могли приехать ко двору, чтобы попытаться завоевать сердце принцессы. Претендентов на сердце Али оказалось очень много. Двое первых - Лев и Эдуард - были близнецами, оба они были очень образованными, красивыми, стройными и оба мгновенно влюбились в Алю.
- Как же из них выбирать, ведь они совсем одинаковые, - думала принцесса. И тут появился принц Антон. Он был младшим сыном соседнего короля,
и принцесса иногда встречала его на детских королевских праздниках. Он всегда был довольно милым, но не выделялся ничем, кроме своей неловкости.
- Если бы он не был принцем, его прозвали бы недотепой, - думала Аля, - где ему победить опасность, угрожающую стране! А может быть, пророчество ошиблось?! Или относится не к десятой, а, скажем, к одиннадцатой принцессе?!
Но, к сожалению, пророчество относилось именно к невезучей Але. Вот что случилось в одно злосчастное утро. Все королевство переполошилось: над городом к королевскому дворцу летел громадный дракон. Он уселся в дворцовом саду на заброшенный колодец, загородив своим хвостом все входы в сад, и неожиданно сказал человеческим голосом:
- Я хочу видеть принцессу!
Принцы Лев, Эдуард и Антон попытались вызвать дракона на бой, но дракон не обратил на них никакого внимания. После недолгого раздумья принцесса набралась храбрости и вышла в сад. Дракон показался ей нестрашным.
- Я слышал, что ты получила все образование, - сказал Дракон.
- Так говорят, - ответила Аля, - но я не знаю ответов на многие вопросы. Может быть, ты знаешь?
- Я знаю ответы на многие вопросы, но не на все отвечаю, - важно сказал Дракон и зевнул, - а что ты хочешь узнать?
- Ну, например, скучает ли кошка, если она не знает, что такое скука, и еще...
- Кажется, ты сама очень хорошо знаешь, что такое скука, - неожиданно перебил ее Дракон.
Аля почему-то почувствовала к Дракону доверие, и ей захотелось поговорить с ним по душам.
- Мне всегда скучно, и даже никому нельзя сказать об этом, - разоткровенничалась она и оглянулась на дворец. Ко всем окнам припали люди, пытаясь увидеть, что происходит.
- Родители теперь, когда я кончила учиться, даже не знают, о чем меня спросить, а принцы... Мне так скучно, что я даже не знаю, зачем жить! Правда, говорят, что я должна спасти королевство... Я даже думала, что если ты меня съешь, то...
- Я не ем людей, - опять перебил ее Дракон и засмеялся, - а вот избавить тебя от скуки я могу, но при одном условии.
- Каком?
- Если ты скажешь мне, зачем вообще жить!
- Мне?
- Тебе, мне, кому угодно, - проворчал Дракон, - иначе говоря, в чем смысл жизни?
- Мне иногда казалось, что он должен быть, - ответила Аля, - но...
- Я подожду здесь твоего ответа три дня, - сказал Дракон, - подумай или спроси у кого-нибудь, если хочешь.
- Спасибо, я приду, как только узнаю!
Дракон улыбнулся в ответ, и Але понравилась его улыбка.
Когда Аля вернулась во дворец, ее окружила толпа придворных. Все пытались узнать, чего требует Дракон и чем он угрожает королевству. О том же спросили Алю и ее сиятельные родители.
- Дракон дал мне три дня, чтобы выяснить, в чем смысл жизни, и разрешил спрашивать у всех, - ответила Аля, - Скажите мне, в чем он?
- А если ты не скажешь через три дня, что будет? - снова спросил король, и Аля с огорчением подумала, что родители никогда не отвечают на нужные вопросы.
- Я пока не знаю. (Король Альберт, в свою очередь, подумал, что его дочь никогда не отвечает так, как ожидаешь.)
- Ну, тогда спроси всех мудрецов, придворных, принцев.
- Я их спрошу, но что ты думаешь об этом, папа? Король ответил не задумываясь:
- Смысл жизни в том, чтобы хорошо управлять королевством и остаться в истории как мудрый и достойный правитель.
- А ты что скажешь, мамочка?
- Ну, конечно, в том, чтобы быть достойной своего королевского звания, - ответила королева.
Аля задумалась и невольно проговорила вслух:
- Но как же быть тем, кому не нужно управлять королевством? В чем они должны видеть смысл жизни?
- В том, чтобы быть достойными подданными, выполнять свое предназначение, тогда в королевстве все будет в порядке.
- Я пойду спрошу еще кого-нибудь, - сказала Аля.
- Спроси, - король озабоченно посмотрел ей вслед. - Какие странные вопросы теперь задают драконы! К чему бы это?
Аля за один день обошла почти весь дворец.
- Смысл жизни в том, чтобы учиться, - сказала мисс Тезаурус, - я удивляюсь, как ты еще не поняла этого.
- А учиться зачем?
- Чтобы все знать, конечно, - ответила мисс.
- Смысл жизни в том, чтобы стать генералом, - сказал ей молоденький лейтенант.
- Смысл жизни в детях, - сказала жена садовника, - а потом у них будут свои дети.
- А для меня смысл жизни в том, чтобы вырастить прекрасный сад, - сказал садовник, - даже тогда, когда меня не будет на свете, люди будут гулять в саду и вспоминать меня добрым словом.
- Смысл жизни в том, чтобы совершать великие подвиги ради тебя, прекрасная принцесса Алевтина, наша дама сердца! - сказали принцы Лев и Эдуард. - Давай мы убьем дракона!
- Ни в коем случае, я вам запрещаю! - закричала Алевтина. Принц Антон сказал:
- Смысл моей жизни в любви к тебе, дорогая Аля, ты преобразила мою жизнь, сделала ее прекрасной. Я всегда буду любить тебя!
Много еще ответов услышала Аля, но ни один не показался ей стоящим того, чтобы идти с ним к Дракону.
- Что же мне делать? - думала она.
И на второй, и на третий день она снова и снова обходила знакомых и незнакомых ей людей.
Многие говорили, что никакого смысла жизни вообще нет и быть не может, что нужно просто жить. Другие пугались Алиного вопроса и говорили:
- Буду я еще об этом думать! У меня столько дел!
Или говорили, что об этом должны знать мудрецы, философы. Мудрецы же показывали Але целые горы книг, посвященных этому вопросу, и сердились на Дракона, который требовал простого ответа.
Грустная и уставшая пришла Аля к дракону вечером третьего дня.
- Ну как, узнала? - спросил он, и от его веселого голоса Алину усталость как рукой сняло.
- Ты знаешь, все говорят разное, я даже не думала, что это такой сложный вопрос. Почему-то все, что мне говорили другие, не подошло.
- Ты умница, несмотря на все свое образование. На этот вопрос каждый должен ответить сам. Чужие ответы не подходят.
- Что же мне делать? - спросила принцесса.
- Я думаю, что тебе стоит поискать ответ, - ответил Дракон, - через год я снова навещу тебя и мы поговорим. До свидания, Аля!
- Подожди, а ты не знаешь, от какой опасности я должна спасти себя и королевство?
- Конечно, знаю, - улыбнулся Дракон, - от опасности жить и управлять королевством, не зная в чем смысл жизни.
И Дракон улетел.
СКАЗКА О ЗАБЫВЧИВОЙ ФЕЕ
Жила-была Фея, такая забывчивая, что она забыла не только, как ее зовут, но и то, что она - фея. Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цветущему лугу. «Здравствуй, Цветок», - обратилась она к луговому колокольчику.
Колокольчик сразу обрел голос и ответил фее: «Здравствуй, Цветок!». (Дело в том, что цветы знают только о цветах. Может быть, еще немного о бабочках и пчелах, но имена они дают только цветам.)
И фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала росы и улыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и они охотно ей отвечали, ведь они обретали способность говорить тогда, когда к ним обращалась фея. Но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в землю, рассеивать семена. И фея поняла, что она не цветок.
На лугу паслись олени.
«Кто вы?» - спросила фея.
- Олени, конечно, как и ты, - ответила фее олениха с прекрасными темными глазами. (Дело в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зеленой травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям.) - Мы очень красивы, мы счастливы на этом зеленом лугу!
И фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья, грелась на солнце, чтобы оно расцветило спину своими зайчиками, наслаждалась зеленой травой и тенью деревьев в полдень. Наступила зима. Оленье стадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили воду из водопадов. Олени-самцы устраивали турниры, а самки смотрели на них, размышляя о слабых нежных оленятах в пятнистой шубке.
И фея поняла, что она не олень. Она жила среди камней, и камни становились поющими и драгоценными. Она жила среди рыб, и рыбы становились золотыми и говорящими. Сейчас она живет среди облаков.
Эта сказка не окончена. Сказка продолжается.