Артикуляционная гимнастика для дошкольников.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей от 1 года до 3 лет (для развития речевого аппарата и профилактики речевых дефектов).
Отчетливо произносить все звуки невероятно сложная задача для малыша. Мы делаем ребенку массаж, учим плавать. чтобы он рос гибким и крепким. Он должен освоить определенные движения, чтобы научиться сидеть или ходить. То же и с речью — малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И вы можете ему в этом помочь, как можно раньше начав делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание с помошью дыхательной гимнастики.
Даже двухнедельному малышу понравится, если, например, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, кукарекает петух, лает собака. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т. д.). «Играть на дудочке» — прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.
Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные игровые упражнения. Выбирайте время, когда он в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т. д.) и на прогулке, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. Рекомендуемое число повторений — 6-8 раз.
1. Широко открыть рот («жарко»), закрыть рот («холодно»).
2. Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
3. Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались вареньем).
4. Облизать тарелку, как это делает кошечка.
5. Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
6. Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.
7. Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики — «орешки».
8. Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
9. Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
10. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
11. Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
12. Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом — по нижним зубкам).
13. Поиграть в паровозик: погудите: «у-у-у», губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
14. Показать, как гудит пароход: приоткрыв рог, тянем звук «ы-ы-ы».-
15. Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо — влево, в уголки рта.
Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рог), посмотрел наверх — где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) -- и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)» и т. д. Проявите фантазию.
Примечание. Один нюанс! Все эти упражнения не будут лишними при одном «но». Они подходят лишь здоровым детям, коррекционными их назвать никак нельзя. Если у малыша уже отмечено речевое отставание, его нужно прежде всего показать неврологу.
♦ развитие подвижности языка;
♦ развитие достаточной подвижности губ;
♦ развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произнесения звуков.
Занимаясь с малышом, нужно помнить следующее: с ребенком, у которого язык малоподвижен (во рту «каша» или ребенок вообще не говорит), нужно начинать занятия со статических упражнений (где язык не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.
Гимнастика для развития речевого дыхания.
1. Для начала поучите ребенка дуть, например, рассказывая ему сказки, где упоминается ветер, дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам.
2. Поиграйте с ребенком, предлагая ему дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка. Она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.
3. Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на них подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
4. Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.
5. Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: «птички полетели», дуйте вместе только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.
6. Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.
7. Научите ребенка дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.
8. Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»).
9. Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы ребенок хорошо надувал щечки, не проглатывал и не вдыхал воздух.
10. Изобразите море: на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое «ш-ш-ш».
11. Ребенок постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю».
12. Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенок попытается пригнать кораблик к определенному месту.
Конечно, это упражнение для детей постарше, с этим заданием справиться не гак просто.
Примечание. Начните делать все упражнения как можно раньше. Однако выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить ребенка, и тогда вас ждет непременный успех.
Здесь представлены различные развивающие игры для детей
которые используются для решения различных психологических проблем у детей. Кроме того есть интересная книга для школьников от 6 до 13 лет. Это познавательная, иллюстрированная вашими фото серия книг о невероятных путешествиях вашего ребёнка 6-13 лет сквозь пространство и время! Лучший подарок ребенку - тот, что останется в его памяти надолго!.